Кончина Maersk TradeLens, вероятно, станет похоронным звоном для консорциумов блокчейнов

Предстоящее закрытие одного из крупнейших цифровых журналов отслеживания доставки, вероятно, является признаком того, что дорогостоящие специализированные корпоративные блокчейн-проекты, управляемые консорциумами, обречены — и так было уже давно.

«Они добиваются успеха только в том случае, если все стороны находятся на одной и той же беспроигрышной странице, и при внедрении приложения очевидна очевидная окупаемость инвестиций», — сказал Авива Литан, вице-президент, аналитик Gartner Research. «[Это] похоже на последнюю главу в эпоху дорогостоящих корпоративных блокчейн-проектов».

На этой неделе датский гигант судоходства Maersk и IBM объявили, что через четыре года их цифровой реестр TradeLens на основе блокчейна для отслеживания глобальных поставок будет закрыт в первом квартале 2023 года. Причина: отсутствие участия всех игроков отрасли.

В 2018 году пилотный проект TradeLens выглядел многообещающе, так как изначально он собрал 94 первых участника и 20 портовых операторов, которые хотели проверить, насколько хорошо разрешенный электронный реестр на основе блокчейна может сделать отслеживание глобальных поставок менее затратным, более прозрачным и эффективным. Сегодня Maersk утверждает, что TradeLens покрывает 60% мировой контейнерной торговли.

Но в среду глава бизнес-платформ Maersk Ротем Гершко заявил в своем заявлении: «Необходимость в полном глобальном отраслевом сотрудничестве не была достигнута. В результате TradeLens не достигла уровня коммерческой жизнеспособности, необходимого для продолжения работы и удовлетворения финансовые ожидания как самостоятельный бизнес».

«Начиная с сегодняшнего дня команда TradeLens принимает меры по отзыву предложений и прекращению работы платформы», — сказал Маерск. «Во время этого процесса все вовлеченные стороны будут следить за тем, чтобы клиенты обслуживались без сбоев в их бизнесе».

IBM, Маерск

Maersk заявила, что продолжит попытки оцифровать цепочку поставок и увеличить отраслевые инновации с помощью других решений, чтобы уменьшить торговые трения и способствовать расширению глобальной торговли. Какими будут эти усилия, пока неизвестно. Maersk не ответила на просьбу о комментариях, а представитель IBM сказал, что компании больше нечего добавить, кроме заявления Maersk.

В отличие от реестров блокчейнов без разрешений, таких как Биткойн или Эфириум, которые позволяют любому участвовать, разрешенные или частные блокчейны используют централизованно контролируемую технологию распределенного реестра (DLT), которая допускает только проверенных участников. Разрешенные блокчейны жертвуют некоторой анонимностью и децентрализацией, чтобы участники могли видеть бизнес-транзакции в режиме реального времени, а также получали преимущества оцифровки, в том числе скорость и эффективность.

«Я думаю, что ROI просто не было», — сказал Литан. «Они тратили больше, чем получали обратно с точки зрения финансовой ценности. Кроме того, IBM больше не желает нести убытки в своих корпоративных блокчейн-проектах и постепенно выходит из своего блокчейн-бизнеса».

У IBM есть несколько проектов на основе блокчейна, в том числе Blockchain World Wire, глобальная платежная сеть на основе блокчейна, и Food Trust, электронная распределенная книга на основе блокчейна, которая может отслеживать и отслеживать данные о цепочке поставок продуктов питания от фермы до полки магазина.

Хотя существуют проблемы с масштабированием, связанные с платформой Hyperledger Fabric, на которой основана TradeLens, в итоге количества участников проекта «просто не хватило», — сказала Марта Беннетт, главный аналитик и вице-президент Forrester Research.

По словам Беннета, вероятно, лишь небольшая часть всех участников мировой судоходной отрасли действительно подписалась на проект. Ни одна из азиатско-китайских компаний, занимающихся контейнерными перевозками, не присоединилась к TradeLens, а один из крупных европейских грузоотправителей является частью Global Shipping Business Network (GSBN), конкурирующего реестра цепочек поставок с использованием блокчейна.

«Есть и более фундаментальные причины, связанные с проблемой оцифровки документов, в частности документов, которые охватывают несколько юрисдикций», — сказал Беннетт.

Например, электронные коносаменты не новы — они используются уже пару десятилетий, и нужно было сделать больше, чтобы изучить основные причины невозможности оцифровать товаросопроводительные документы «прежде чем бросить на это блокчейн». — сказал Беннет.

По словам Беннета, по сей день поиск работоспособной коммерческой модели для электронной книги судоходства остается проблемой для всех блокчейн-сетей.

Для TradeLens технические проблемы усугублялись еще и тем фактом, что движущей силой реестра был судоходный гигант Maersk, «из-за чего многие опасаются присоединяться».

«У сети с более нейтральной настройкой, вероятно, было бы больше шансов; добавления IBM было недостаточно, в частности, поскольку сама IBM отказалась от блокчейна», — сказал Беннетт. «И давайте также не будем забывать, что первоначальный план создания совместного предприятия Maersk/IBM не сработал по юридическим и нормативным причинам».

TradeLens был совместно разработан Maersk и IBM и регистрировал детали грузовых перевозок по мере того, как они покидали пункт отправления, прибывали в порты, отправлялись за границу и прибывали в конечные пункты назначения.

В процессе транспортировки все участники цепочки поставок могут просматривать информацию об отслеживании, такую как время прибытия груза, и документы, такие как таможенные декларации, коммерческие счета и коносаменты, почти в реальном времени через разрешенную книгу блокчейна.

Согласно веб-сайту TradeLens, на сегодняшний день реестр отследил чуть менее 70 миллионов транспортных контейнеров и опубликовал почти 36 миллионов электронных отгрузочных документов.

Хорошей новостью, по словам Литана, является то, что стоимость корпоративных блокчейн-проектов снижается благодаря предложениям новых поставщиков «расширенного блокчейна как услуги» (EBaaS), таких как ConsenSys, Dragonchain, Kaleido, ShelterZoom, Settlemint и Vendia.

Поставщики услуг EBaaS предлагают запускать приложения и другие бизнес-решения в своей собственной инфраструктуре, что означает, что они берут на себя расходы на инфраструктуру (например, серверные узлы) и обслуживание.

«Эти поставщики продают более простые приложения, основанные на многократно используемых наборах кодов и технологиях, которые поддерживают более простую интеграцию с устаревшими системами», — сказал Литан. «Мы наблюдаем успех подобных проектов нового поколения. Окупаемость инвестиций может быть достигнута за счет более быстрой реализации, чем мы видели в первом поколении дорогих настраиваемых корпоративных блокчейн-приложений, таких как TradeLens».

Анализ новостей
Дата публикации: 2022.12.06